Почему у нас не принято оставлять чаевые?
Я уже не раз видел девушек за рулём такси – речь идёт о бизнес-классе. И девушек-курьеров, кстати, тоже встречаю регулярно. Это говорит о том, что сфера услуг у нас развивается.
Так вот. Если говорить о чаевых, то эта культура у нас не развита потому, что (как мне кажется) многие не понимают, что оставляя чаевые, человек тем самым как бы признаёт того человека (которому их оставляет) равным себе как человека, а не считает лакеем.
Чаевые – это вообще не о деньгах!
Это психологический эффект, элемент культуры и вежливости. Ведь человек оказывает услугу. Например, швейцар – открывает дверь, курьер – доставляет заказ, таксист – довозит, парикмахер – стрижёт, официант – обслуживает.
И никто из них ничего тебе не должен.
Но в момент, когда они оказывают услугу, создаётся ощущение, что обслуживающий человек оказывается в роли слуги. И возникает естественная, чисто человеческая асимметрия: один что-то требует, а другой выполняет. И вот именно чаевые – даже самые маленькие – эту асимметрию снимают. Это жест, который дает понять: «мы оба равные люди, я уважаю твое достоинство». Клиент признает исполнителя человеком равным себе, а не каким-то там слугой.
И еще крайне важный момент, что чаевые — это добровольно. И именно потому, что добровольно, это и имеет ключевое значение.
Никто никому не должен, но я оставляю тебе чаевые.
Всегда оставляйте чаевые. Пусть даже это будет маленькая сумма.
Суть в том, что мы часто не понимаем, зачем вообще нужны чаевые. Нам кажется, почему я должен платить что-то сверху, если услуга и так оплачена?
Но чаевые – это не часть оплаты, это способ уравнивания людей, проявить уважение к достоинству человека.
Когда развалился СССР, то бывшие его республики встали на рельсы капитализма. Но прошло уже более 30 лет, а мы зависли в переходном периоде и продолжаем мыслить по-колхозному: относимся к курьеру как к слуге, к таксисту как к лакею, к официанту – как к человеку второго сорта.
При этом надо понимать простую вещь: во всех развитых странах сфера услуг – это большая часть экономики. Там люди привыкли относиться к работникам сервиса как к полноценным участникам и экономической, и повседневной жизни. А не как к прислуге! И чаевые там – это не деньги, а признание труда, уважение человеческого достоинства.
У нас же к работающим в сервисе людям относятся как к нелюдям!
Когда человек оставляет чаевые, то у него возникает эмоция, что он ничего и никому не должен. Будто отрывает от сердца свои кровные. Но если разобраться, то и официант ему тоже ничего не должен. Он просто делает свою работу. Он не обязан улыбаться, терпеть плохое настроение посетителя. Его работа – принять заказ, принести еду. А быть учтивым и вежливым по факту в чек не входит.
И вот, когда я гляжу мысленно на развитые страны, то подмечаю, что люди там научились жить по-людски в условиях капитализма. Посредством чаевых они нашли способ, как снимать эти самые неловкие моменты асимметрии – когда один человек оказывается в психологической ловушке, и выглядит как лакей, то другой ему дает чаевые и признает тем самым равным себе.
А у нас продолжают мыслить по-совковому, мол, а почему я должен давать чаевые?
А для того, чтобы проявить уважение. И суть тут (повторюсь) не в сумме, не в деньгах. Суть в самом жесте.
Самое худшее, что сейчас появилось автоматическое взимание сервисами 10% «чаевых» сверху чека. Авторы этого инструмента вообще не понимают, что они убивают сам принцип проявления уважения. Уничтожили тот самый жест! Когда сервис автоматически снимает эти деньги, исчезает сам добровольный поступок. Исчезает момент, когда человек сам принимает решение. А ведь именно это самое его добровольное проявление уважения и имеет ключевое значение, именно оно и формирует культуру людских отношений в условиях капитализма.
Поэтому эти обязательные 10% надо отменить. Это – полное бескультурье!
Чаевые должны быть осознанным личным поступком. А не быть чем-то вроде бездушного налога.
Мы уже давно живём при капитализме, но относиться друг к другу по-людски в его условиях пока так до конца и не научились.
Всегда оставляйте чаевые. Независимо от суммы. Даже пусть это будут сущие копейки – жест важнее денег. Важнее суммы.
Этим мы проявляем уважение к достоинству человека.

Оформляла заказ на ......, и увидела, что у них очередное нововведение – предлагают давать чаевые работнику пункту выдачи.
ОтветитьУдалитьМожно сразу выбрать конкретную сумму: 10, 20, 30, 50, 100, 150 и 200.
Вариант "без чаевых" тоже присутствует.
Я что-то не догоняю, а с чего вообще это вдруг придумали?
Тогда надо давать чаевые вообще всем. Купили то-то в магазине – дайте чаевые кассиру.
Взяли книги в районной библиотеке – оставьте денежку библиотекарю.
Ехали в транспорте – отблагодарите водителя.
В больнице дайте денег гардеробщице, работнице регистратуры, медсестре и врачу.
Я могу долго продолжать.
Сейчас, кстати, многие перестали оставлять чаевые курьерам, официантам и таксистам.
Мы обычно оставляем, но я всё чаще склоняюсь к мысли, что пора с этим завязывать.
И без того, всё дорожает. И от правила "10 %" официанту мы отказались, даём обычно меньше.
ОтветитьУдалитьЯ все больше вижу абсурдность в ситуации с чаевыми, человек работает за зарплату, правильно же.
Никому в голову не приходит дать чаевые работнику бухгалтерии, за то, что она насчитала тебе зарплату или скажем оставить на чай, уборщице подсобных помещений, да и шахтеру, металлургу, водителю троллейбуса никто чаевые не дает.
Вопрос, с какого хрена я должен давать чаевые таксисту, официанту, если этот человек на зарплате?
Чем отличается водитель метро от таксиста, и тот и другой везет вас до определенного места.
Почему я должен давать чаевые официанту, а не допустим, шеф повару, который офигенно приготовил блюдо?
Что вообще такое чаевые? По сути, подачка или мелкая взятка за то, что ты просто исполняешь свои обязанности или соблюдаешь договор.
Слов благодарности должно быть достаточно, а если тебе не хватает зарплаты, поищи другую работу, где не нужно будет ждать подачек за улыбку.
Дело не в жадности, дело в непонятной и неприятной (признайтесь себе, вам не приятно отдавать чаевые при том, что ценник за тот же ужин в ресторане и так может быть двузначным) традиции возведенной в ранг обязательства.
Идите мимо, со своими чаевыми, я заплатил за ужин или за поездку по чеку, этого достаточно.