9 сентября 2021 г.

Писатели власти больше не интересны? Перестали быть "инженерами человеческих душ"? Гонорар и процент. Технология информации

Технология передачи информации.

Литература в привычном нам понимании умерла, и внимания более недостойна.  Похоронена соцсетями. Просто не все еще это заметили.

«Да, да, конечно же, - скажете вы. - Очередной могильщик вылез, знакомую песню завел: соцсети убили литературу. Эту отходную кому только не пели.

Но на деле кино не убило театр, телевидение не убило кино, и все прекрасным образом живет и развивается. И литература никуда не денется – будет жить и дальше».

Да, безусловно, жить будет. Вопрос – как?

Я соглашусь с тем, что никто никого не убивает насовсем. Но обращу ваше внимание на то, что не меньшей ложью будет и утверждение, что все остается, как было. 

Возьмем тот же театр. Да, кино не убило его. Но остался ли он прежним?

Как вы думаете, почему декрет Совнаркома о передаче театров страны в ведение Государственной комиссии по просвещению был подписан 9 ноября 1917 года – через считанные дни после штурма Зимнего? Почему с первых же дней большевики всячески стимулировали написание первых революционных пьес, всех этих «любовей яровых»?

Почему, наконец, драматургам – единственным среди людей творческих профессий – был установлен не доступный никому более порядок оплаты. Они получали (и до сих пор получают) не гонорар, а живые деньги, процент со сборов от каждого сыгранного по их пьесе спектакля.

Это давало немыслимые доходы – Константин Симонов, к примеру, за четыре послевоенных года получил отчислений за свои пьесы 2,5 млн рублей — размер советских зарплат еще помните? Михаил Шолохов, легальный советский миллионер, отправляя как-то в «Правду» телеграмму с просьбой оплатить заказанную газетой статью, написал: «Гонорар не получен. Скромно напоминаю, что я не драматург. Привет. Шолохов».

А все потому, что театр был самым массовым и популярным видом искусства. Кино, несмотря на известную фразу Ленина, тогда еще только начинало свой разбег и в первые послереволюционные годы было диковинкой, доступной только жителям больших городов. 

А театры были везде, в самом захолустном и провинциальном городе была своя труппа, пусть даже любительская.

Именно театр тогда давал максимально возможный охват населения — и максимальные возможности для агитации и пропаганды. Сравните с возможностями и аудиторией театра сегодняшнего.

И заметьте – как только театр «отменило» кино – на что переключилось внимание властей? 

Сталин лично просматривал каждую выходящую на экраны кинокартину – куда уж больше?

Правда, и театр не забывал, «как старое, но грозное оружие». Появилось телевидение, и театр был окончательно забыт властями, но за кино еще присматривали, хотя цензурировали уже не так жестко, как ТВ. Думаю, понятно, к чему клоню?

Каждое следующее поколение массового искусства, конечно же, не убивает предыдущее.

Оно поступает иначе – превращает гиганта в карлика. Страшное и мощное оружие воздействия – в безобидное хобби сравнительно немногочисленной группы поклонников.


Сейчас нечто подобное на наших глазах произошло с книгами. Да, когда-то писатели были властителями умов миллионов. 

Писатели и поэты стадионы собирали, и Никита Сергеевич Хрущев лично разбирался в поэтической полемике Евтушенко – Грибачева — Рождественского и выносил вердикты, кто в своих стихах прав, а кто ошибается. 

Да, когда-то мы были самой читающей страной, мировой литературной державой из первой пятерки, если не тройки. Но давно уже ей не являемся и больше не будем никогда.

Время литературы и книг ушло, хотя читать мы меньше не стали. Читать стали даже больше, просто читаем совсем другие тексты.

Сколько времени вы тратите на соцсети? А сколько на книги? Вот то-то же. Соответственно, сравните и внимание, которое власть уделяет литературе со всеми ее проблемами (которые уже вполне могут называться коллапсом) и блогосфере, которая весьма неплохо себя чувствует.

Чтобы было понятно – это ни в коем случае не обличение. Все эти процессы, к сожалению, объективны.

Власти во все времена и на всех географических широтах желают знать, контролировать и влиять. Для них это, извините, вопрос выживания, а инстинкт самосохранения отменить труднее, чем закон всемирного тяготения.

Поэтому - телевидение, блогосфера и немного кино. Все остальное внимания властей недостойно.

Литературу никто специально не изводил и не убивал, ее умирание — это объективный процесс. 

Книги уступают место постам и твитам просто потому, что последние лучше приспособлены к сегодняшнему времени.

Ведь книга, если разобраться, глубоко архаична и все хуже и хуже вписывается в изменившееся время.

Взять хотя бы временной фактор.

Ведь не осталось уже ни одного вида искусства, требующего от адресата столько времени на потребление. Песня звучит несколько минут, серия мыльной оперы – примерно полчаса, фильм – часа полтора, концерт или спектакль – часа три. И только на чтение книги даже продвинутому читателю требуется не меньше суток. Причем продукт подается цельным куском, а не в нарезку, как тот же сериал. Ну и кто, скажите, в наше время может себе позволить такое разбазаривание самого ценного отныне ресурса – свободного времени?


Бумажная книга — это рудимент неторопливых XIX и XX веков, с их долгими вечерами, неспешными и свободными перемещениями, каминами, пледами и полным отсутствием конкурентов в борьбе за твое свободное время.

Кроме совершенно бесстыдных временных запросов, у книги отвратительное юзабилити. 

Ни тебе визуальных образов, ни спецэффектов, ничего, одни жучки-значки на бумаге, которые надо еще в голове предварительно перекодировать. Все сам, все сам, в мозгу аж клапана стучат от нагрузки. А я с работы пришел без задних ног, умотался – кружку с пивом поднять не могу! Оно мне надо? 

Поэтому все чаще – падаешь попой в кресло, в руку пульт, глаза в экран и посасываешь себе информацию потихоньку, благо она прямо таки под давлением в мозг подается, только потребляй, благодетель. Все в щадящем режиме, без нагрузок.

Некоторая проблема, правда, остается в том, что более дешевого, компактного и адекватного способа для передачи сложной информации так до сих пор и не придумали. Книга здесь вне конкуренции.

Но если подумать – а проблема ли это? Так ли уж нам требуется передавать то, чего в мире с каждым днем становится все меньше и меньше?





Комментариев нет:

Отправить комментарий