22 сентября 2025 г.

Правила чтения необычные. Кругом исакть подтекст в подаче и много думать. Книга, ролик

Чтение - это развлечение или обучение?


Чтение - одна из функций мышления:

Мышление ценно тем, что создаёт иное в мыслящем, то есть знания, которых у него не было до начала процесса мышления. 

Большинство из нас читать не умеют. 

Во-первых, мы не понимаем - зачем мы читаем?..

Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления.

Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу - слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании.


Во-вторых, мы не умеем выбирать - что читать?..

А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим. Соответственно, мы не умеем выстроить последовательность проработанных книг, как ступени к реализации собственных идей. 

Мы читаем по моде.

А мода редко соотносится с нашими личными темами и задачами. 


В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор.

А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову придти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать.


Итак, существует крест стратегии чтения.


Вертикальное измерение это чтение трёх страниц:

- той, что написана (текст)

- второй над ней - с авторским замыслом (подтекст),

- третьей - из авторского контекста (контекст). 


Горизонтальное, слева - направо:

- пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи - мыслим; 

- пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора - мыслим самостоятельно;

- устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи - мыслим независимо;

- пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания - мыслим оригинально. 


Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету:

- мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя.


Читать тексты сегодня - недостаточно.

Поэтому, мы будем учиться читать ещё и образы: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов. 

Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать. 

Кроме того, мы будем учиться читать и символы. 

Правильное чтение, не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий